Креативность как элемент саморазвития — Edvisor

Креативность как элемент саморазвития

Поговаривают, что баснописец Крылов искал вдохновение в еде и баснях Лафонтена. Эдгар По ставил ноги в тазик с холодной водой. Но эту статью мы посвятим выявлению других стимулов креативности – специальным упражнениям и играм, развивающим творческое начало, так необходимое работникам различных сфер.

Ежедневно и ежечасно дизайнеры, клипмейкеры, имиджмейкеры, бренд-менеджеры и представители других творческих профессий должны придумывать что-то новое, оригинальное, привлекающее внимание потенциальных потребителей. Как поддерживать в себе высокий уровень креативности постоянно?

Существуют методики, основанные на знании механизмов работы мозга и высшей нервной деятельности человека. Эти приемы помогают держать креативный аппарат в постоянном тонусе, развивать его и применять в нужный момент.

Содержание:

Упражнения, основанные на механизме дипластии

Дипластия – термин из лексикона психологов, психиатров и нейрофизиологов. Описывает механизм слияния двух максимально различных компонентов. Говоря словами поэта «вода и камень, лед и пламень». В процессе столкновения несхожих образов и понятий мозг лихорадочно ищет, где и при каких обстоятельствах их можно соединить.

Например, белый медведь и Австралия.

  1. В Австралии водятся коалы. И хотя они не принадлежат к медвежьим, из-за внешнего сходства австралийские переселенцы прозвали их koala bear; 
  2. Зеленый континент по форме напоминает мишку, который ловит рыбу;
  3. Ни одна из звезд Большой медведицы не видна над Австралией.
Придумайте несколько пар таких противоположностей. Старайтесь найти их в повседневной жизни, по пути на работу, в общении среди друзей, в отпуске. Развивайте эрудицию, чтобы можно было использовать разрозненные знания для связок между, казалось, несвязанными понятиями.

Упражнения, основанные на развитии ассоциаций

Смотрели фильм «Что хочет женщина»? Помните, какие наборы составила Дарси сотрудникам для создания рекламы? Чудо-лифчик, крем от морщин, тушь, увлажняющая помада, поддерживающие колготки, соль для ванн, лак для ногтей, воск для домашней эпиляции, тест на беременность и карточка Visa. К утру команда креативщиков рекламного агентства должна была придумать, как связать эти вещи, чтобы продвинуть их продажи.

Отчасти это упражнение тоже проистекает из дипластии. Разница лишь в том, что при дипластии мозг путем перебора подходящих комбинаций попарно сопоставляет предметы и явления; а игра в ассоциации позволяет связывать их в длинные цепочки.
В фильме все перечисленные предметы связаны тем, что они нужны красивой, активной женщине, стремящейся достичь успеха в карьере, быть привлекательной.

Возьмите за труд ежедневно, во время завтрака (или ужина, это уж как получится) находить объединяющую ассоциацию между сначала двумя, потом тремя, четырьмя и более предметами. Например, кофе, смартфон, кошка. Чуть-чуть подумать, и вот уже перед вами городской житель среднего возраста, читающий новости за утренней чашкой кофе и рыжий кот у его ног.

Упражнения, развивающие креативность у студентов театральных вузов

Актер должен иметь хорошую наблюдательность, чтобы в нужный момент использовать свои наработки в профессиональной деятельности. Но не менее важным для представителей творческих профессий является воображение.

Чтобы включить механизм воображения, студенты играют «этюды». Мысленно сыграйте этюд, пока едете в электричке на работу. Представьте, что вот этот мужчина в дорогом костюме, который сидит напротив вас – законспирированный резидент западной разведки. Бонд. Джеймс Бонд. Придумайте как его зовут на самом деле. Где он прячет важное донесение, в левом или правом кармане? Или за подкладкой пиджака? Видите, как оттопыривается? Где и когда он будет выходить на связь. На чём погорит. Как вы себя поведете. С помощью чего его раскроют.

Вот уж где простор для креатива!

Упражнение “Угадай, кто ты”

Простейшая и всем известная с детства игра. Каждый участник пишет на стикере существительное и наклеивает его на лоб своему соседу так, чтобы тот не видел, что на нем написано. Участников может быть сколько угодно.
Задача – догадаться, что написано на вашем стикере. На каждом круге можно задать только один наводящий вопрос. На первом круге каждый участник должен одним предложением описать предмет на стикере, не называя его. Далее все отвечают только «да» или «нет». 

Это упражнение развивает образное мышление. Человек со стикером должен свести в одну картинку все характеристики, предложенные ему во время игры. Из разрозненных деталей мозг воссоздает целостный образ предмета.

 

Упражнение “Вторая жизнь ваших вещей”

В современном мире засилья вещей нам, зачастую, даже не приходит в голову, что порвавшиеся носок, сломанные часы или ненужные компакт-диски можно не выбросить, а сделать из них платье для куклы, коллаж о времени или техно-розу. 

Возьмите себе за правило подумать, прежде, чем выбросить что-то. Посмотрите ролики на YouTube, сколько красивых, интересных и полезных поделок можно сварганить из, казалось бы, отжившей рухляди.

Режьте, клейте, красьте, паяйте! Процесс создания необычных вещей имеет двойной эффект:

  • во-первых, вы тренируете фантазию, когда придумываете что и сколько отрезать или приклеить, чтобы получить желаемое; 
  • во-вторых, вы развиваете мелкую моторику. Доказано, что нервные окончания кончиков пальцев напрямую связаны с нейронами мозга: выполняя тонкую работу – вы стимулируете мозговую деятельность.

Креативное мышление: навык vs талант

Разумеется, для каждой деятельности есть предрасположенность. Кто-то лучше рисует, у кого-то от природы идеальный музыкальный слух. Однако никто не станет возражать, что любой навык можно развить. 

Когда мы были маленькими, мы не умели читать и писать. А сейчас читаем эти строки и даже сами набираем тексты на клавиатуре. Навыки дались нам за многие часы тренировок: чтения «ма-ма мы-ла ра-му» и написания первых каракулей. Даже человек с идеальным музыкальным слухом вынужден разучивать гаммы, чтобы научиться играть на фортепиано.

Развивать творческое, креативное мышление – посильная и необходимая задача. Как для профессиональной деятельности рекламиста, так и в повседневной жизни. Главное при этом, не тормозить свою фантазию, не ставить рамки и ограничения. Свободный полет мысли обязательно даст креативные всходы.

И что с этим делать?
Мы знаем, как сложно определиться с обучением и найти свой путь. Поэтому создали Edvisor — агрегатор онлайн-образования с удобным фильтром, отзывами выпускников и механизмами сравнения. Мы поможем вам выбрать курс, один и самый подходящий.
Узнать больше